Подготовка к чемпионату

 О подготовке к чемпионатам от бариста и судьи Насти Никитиной. Подробно, четко, прочитать и запомнить.

Друзья, привет!

Каждый региональный чемпионат наводил меня на мысль, что нужно написать этот большой пост. Но каждый раз что-то случалось, и желание публикации отходило на второй план. 

Сейчас я решила опубликовать свое видение подготовки к чемпионату бариста по классике. Тут будет больше вопросов, чем ответов, потому что ответы каждый должен найти сам.

Желании публикации этого текста движет мной по нескольким причинам.

Во-первых, уровень региональных чемпионатов повышается год за годом, это очень интересно и радостно наблюдать. 
Во-вторых, старание участников очень располагает к себе и побуждает дать совет и помочь. Этого не было бы, если бы участники не готовились. Для меня это важно, потому что помогать очень приятно, когда видишь благодатную почву. Я сама участвовала в чемпионате и наличие такого рода текстов в то время сняло бы лишнюю головную боль.

В процессе обсуждения темы подготовки к чемпионатам с моими коллегами ко мне пришла мысль, что такие тексты нужны, потому что ознакомиться с правилами, посмотреть видео с чемпионатов и почитать тексты про подготовку других — это как общеобразовательная школа. А тренер — это репетитор. Школу обязаны пройти все, а к репетитору идут за углубленными знаниями. 
Я очень за тренеров, сама тренировала бариста, но наличие «школы» поможет всем. Очень надеюсь, что после моего текста появятся и другие от бариста, тренеров, участников. 

Итак, поехали.

1.

Выбор кофе.

Каждый участник должен задать себе не только вопрос: «Зачем я иду на чемпионат», но и очень основательно задаться выбором кофе. Это супер-мегаважно. Я убеждена, что нет смысла идти на чемпионат с кофе, с которым вы работаете в кофейне каждый день, если только это не мега кофе с кучей дескрипторов в описании.

Кстати, очень многое прописано в регламенте, и участник может избежать ряда ошибок при подготовке, если внимательно прочтет его. 

Задайте себе вопрос, что должно быть в чашке, если вы хотите выиграть. Идите на региональный чемпионат с таким кофе, будто вы в финале WBC. Готовьтесь так, чтобы судьи техники поставили вам 6,0 в каждом листе и отметки «да» в каждом пункте. Трезво оцените свою чашку. Проверьте сколько там дескрипторов. Задайтесь вопросом, почему чемпионы ищут кофе для выступления, а не берут с полки в своей кофейне. Почему просто чистой и сладкой чашки не хватает для финала и первого места. Задайтесь вопросом, почему передовые бариста работают напрямую с фермерами, ставят эксперименты в выращивании кофе, в его обработке. Только ли ради чистоты чашки и одного понятия сладости?

Задайте себе вопрос, что вы знаете про кофе класса Speciality. Сколько баллов и по какой шкале должен набрать кофе, чтобы получить этот балл. Изучите эту шкалу. Поймите, что такое тело. Поймите понятие баланса. Позвоните своему обжарщику и спросите, когда у него ближайший каппинг. Узнайте тонкости выбора кофе вашим обжарщиком. И со всей этой базой пересмотрите финал чемпионата ближайшего года, а лучше лет трех. Запишите, что говорят финалисты про кофе (информацию про кофе и обжарку), какие дескрипторы используют и сколько дескрипторов у них в чашке. Задайте еще раз вопрос, только ли о чистоте и сладости они говорят.

2.

Наброски.

Откройте пункт правил WBС «12.0 Критерии оценок», а именно 12.1 и прочтите, от а до d, кого выделяют судьи в качестве чемпиона. 
a) Найдите в группе SCAE Russia или группе бариста, посвященной чемпионату, текст про чемпионат вашего региона. Свяжитесь с организатором или найдите в тексте общую информацию про оборудование. Найдите техническую информацию про оборудование, если оно вам не знакомо, учтите его особенности, а лучше найдите возможность попрактиковаться на нем перед выступлением. Возможно, особенности кофе-машины или кофемолки наведут вас на мысль об изменении профиля обжарки и заваривания.
Набросайте презентацию. Прочтите ее вслух и спросите себя честно, будто этот текст кто-то прочитал вам (или попросите друга прочитать ваш текст): понял ли я что-то про этот кофе? Возьмите свою посуду и спросите себя честно: удобно ли ощущать в ней аромат эспрессо, пить его, удобно ли держать кружку в руках, подходит ли она под объем, установленный правилами? Чашку для капучино: удобно ли ее держать, когда заливаешь молоко, не слишком ли широкая верхняя часть, удобно и вкусно ли из нее пить, идеально ли в данном размере чашки гармонируют ваш эспрессо и ваше молоко? Действительно ваши ответы честны или вам не хочется снова идти в магазин или (не дай бог!) заказывать чашки издалека?

Прочитайте свою презентацию вслух снова, или попросите друга, и оцените подачу материала. Корректно ли вы выражаете мысль, нет ли ненужных оборотов речи, в которых вы просто запутаетесь на выступлении, но вам они кажутся красивыми? Будьте честны с собой и помните, что и навыки общения судьи ищут в чемпионе.

Подумайте, читаете ли вы текст с правильными, вкусными и завораживающими интонациями? Интересно ли вас слушать? Увлечены ли вы? Это важно. Чемпион должен вдохновлять новичков становиться бариста и стремиться профессиональных бариста становиться лучше.

b) Достаньте всю возможную информацию про кофе, которую может предоставить вам ваш обжарщик или шеф-бариста. Найдите контакт импортера кофе, с которым работает ваш обжарщик, и задайте все волнующие вопросы про кофе напрямую. Посидите один вечер со словарем или англоязычным другом, если вы используете кофе не российских импортеров, а зарубежных, и если у вас проблемы с английским языком. Узнайте все и включите суть в вашу презентацию.

с) Попробуйте все напитки на своем кофе и найдите идеальные рецептуры для эспрессо, молочного напитка и авторского напитка. Хорошо ли вы продумали презентацию и приготовление напитков? Укладываетесь ли вы в презентацию 15 минут? Объясняете ли вы, почему вы выбрали именно ваше соотношение эспрессо и молока в молочном напитке? Объясняете ли вы, почему вы выбрали именно эти ингредиенты, эту посуду и этот способ приготовления авторского напитка?

Есть ли креативность в вашем авторском напитке? Синергия? 

d) Сделайте репетицию своего выступления вместе с презентацией, речью и приготовлением напитков, запишите себя на камеру, посмотрите запись и представьте, что эта запись первая среди записей на WBC, то есть вы чемпион. Вдохновляет? Отлично, если да. Если нет, идите задавать себе вопросы дальше и искать ответы.

3.

Концепция: презентация и вкус.

Задайте вопрос еще раз, зачем вы идете на чемпионат. Просто забудьте ответ «ради опыта», если это решение не подкреплено долгой, тщательной и придирчивой подготовкой. Как сказала моя коллега: «Опыт не в том, что ты 15 минут стоишь перед судьями и, комкуя слова и волнуясь, пытаешься презентовать свой кофе, а в том, что ты фигачишь на подготовке и прогонах, прорабатывая выступление раз за разом». И действительно, опыт и навыки приходят не за 15 минут славы, а во время закулисной работы, отрабатыванием стабильности вашей техники, в процессе поиска идеальной чашки эспрессо, молочного и авторского напитков, а значит, более глубоком понимании вами вкуса кофе, за выделением и исключением лишних движений, за поиском точности во всем: технике, словах, вкусе и попадании в этот вкус.
Подумайте, есть ли креативность, если подчеркнуть вкус клюквы в эспрессо той же клюквой, варить заранее из нее сироп и смешивать с кофе, забивая вкус кофе? Помните, что вы идете на чемпионат, который от и до про кофе. Поэтому эспрессо должен доминировать везде, судьи должны чувствовать в первую очередь кофе, а не сироп. Это важно.
Скачайте колесо вкуса и пользуйтесь им при подборке дескрипторов вашей чашки. Поймите разницу между ягодным вкусом и четким вкусом ежевики, или черники, или любой другой ягоды. Что из этого интересней и удивительней почувствовать в кофе для вас: общую категорию или точное описание? Вот и судьи ценят точность.
В конце концов, думайте как волшебник: у вас в руках косточки ягоды, которые когда-то имели запах гороха, а теперь с легкой руки обжарщика приобрели сладкий манящий аромат, а во вкусе целый букет ягод и фруктов! Неужели вы хотите всю эту удивительность убить описанием «сливочного», «ягодного» вкуса, что, по сути, очень размыто и непонятно?

Постройте свою презентацию так, чтобы вас было интересно слушать (ведь чемпион должен увлекать). Подумайте над тем, как сделать вашу презентацию удобной для восприятия. Когда вы идете в театр, вы садитесь в кресло, всех просят отключить лишние звуки. И все это случается для того, чтобы вы как зритель были вовлечены в действие до самого конца. Вспомните, что когда меняются декорации, зрителей не оставляют наедине с собой или соседом: опускаются кулисы и действие продолжает происходить перед ними. Актеры не позволяют себе потерять внимание зрителя ни на минуту. Вооружитесь этим примером и примерьте на себя роль ваших судей. Постройте презентацию так, чтобы вас было удобно слышать и слушать, чтобы комфортно было воспринять ваши описания вкуса и букета кофе, зафиксировать их, проанализировать и продегустировать ваши напитки, принимая во внимание все, что было про них сказано. Оставляйте разумную тишину в вашей презентации для записей судьями информации, оставляйте время для дегустации судьями вашего напитка. 

Помните, что сенсорных судей четверо, а напитки, скорее всего, вы будете подавать парами (особенно молочный напиток), а это значит, что пока первая пара судей спокойно продегустировала напиток и готова внимать вам дальше, вторая только получила свою порцию. Будьте внимательны и терпеливы. Будьте гибки в своей презентации. Думайте.

Держите зрительный контакт с судьями. В конце концов, они стоят перед вами, потому что вы заявились на чемпионат, вы первый изъявили желание, и сейчас у вас есть вся возможность проявить свое гостеприимство и мастерство. Это ваша презентация и ваша задача за 15 минут погрузить судей в ваш мир. Улыбайтесь и смотрите в глаза. Да, это их работа — пробовать ваши напитки, но в ваших силах сделать так, чтобы эта работа была в наибольшей степени приятна судьям. По той же причине надо быть внимательными к судьям: подливать воду, заранее продумать сервировку. Вовремя сказать, куда можно положить грязные ложки. В ваших же интересах дать судьям максим инструкций (разумных, все мы люди и разжевывать совсем уж не нужно:-), чтобы бригада не думала, а следовала алгоритму, сосредоточившись на сути: напитках и их вкусе.

4.

Подготовка. Прогоны.

Пригласите максимум людей, которым вы доверяете, на ваши пргоны. Это могут быть люди, приближенные к кофе, и нет. Будет очень круто, если на вашей подготовке может присутствовать коуч или психолог: так вы сможете получить неоценимые советы по манере держать себя, вашей мимике и языке тела.
Важно не слепо следовать всем указаниям друзей, а выжимать суть. 
Важно показывать презентацию, в которой вы уверены, которую надо лишь отшлифовать: не ждите, что друзья-художники помогут вам правильно сформулировать связь между креком на 9-ой минуте и вкусом кофе. Не перекладывайте на других вашу основную работу, принимайте советы в мелочах и штрихах.
Готовьтесь столько раз в день, сколько вам позволяет время и ваша основная работа. Поймите, что чем больше прогонов вы сделаете, тем больше ваша моторная память запомнит и тем меньше времени вы будете тратить во время выступления на построение фраз и ваших действий. Четкий алгоритм вашей презентации не даст ни волнению, ни каким-то неподвластным вам событиям сбить вас с толку на выступлении.

5.

Судьи, организаторы, чемпионат.

Всякий раз, когда у вас появляется желание участвовать в чемпионате, или если вы уже заявились на чемпионат, всякий раз помните о своей ответственности перед судьями, организаторами, зрителями.
Потому что:

если вы выступаете, то вы автоматом подаете пример другим бариста. И если вы выступаете плохо, «для опыта» (а все равно плохо), вы тем самым показываете начинающим, что и стараться-то для участия не нужно, просто иди и не бойся. Это не правильно.
если вы заявились на чемпионат, то на вас расходуется время судей (есть свои формулы, сколько участников приходится на одного судью), время площадки, время организаторов (как известно, чем крупнее мероприятие, тем больше головной боли и затрат: физических, моральных, денежных). Это все стоит финансов. Потому что каждый участник влияет на количество судей в бригаде, будет ли одна бригада на чемпионат или нужно две, сколько дней продлится чемпионат, а также можно ли выбрать небольшую площадку с небольшой зоной для участников или все-таки больше.
организация чемпионата начинается не за две недели до мероприятия, а намного раньше. Поэтому если изначально вы заявились, а потом отозвали свое решение, то время и финансы, потраченные на поиск площадки и организацию приглашения судей потрачены зря: окажется, что и площадку можно было взять меньше, и судей пригласить меньше. 
организаторы всегда работают в каких-либо компаниях. Это значит, что во время организации они уделяют своему бизнесу меньше времени, потому что основное время посвящают чемпионату. И все это, потому что вы заявились участвовать и они хотят помочь вам.

И вы должны помнить, что не только участники тратят финансы на свою подготовку, но и организаторы, и судья, и даже зрители.

Помните, что самое главный и ограниченный ресурс в жизни — это время.

Источник:http://mummy-barista.livejournal.com/3146.html

Комментарии:

0 comments on “Подготовка к чемпионатуAdd yours →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *